В Эрмитаже проходит выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. «Памятник исчезнувшей цивилизации»

0

3 июля в Главном штабе Государственного Эрмитажа открылась выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. «Памятник исчезнувшей цивилизации». Экспозиция, посвященная художникам-концептуалистам, проходит до 1 июня 2025 года.

В Эрмитаже проходит выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. «Памятник исчезнувшей цивилизации»

В Эрмитаже проходит выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. «Памятник исчезнувшей цивилизации»

В Эрмитаже проходит выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. «Памятник исчезнувшей цивилизации»

Илья и Эмилия Кабаковы вошли в историю искусства как создатели нового жанра — тотальной инсталляции. Это художественное пространство, наполненное специфической атмосферой, особая среда, в которой всё — не только отдельные объекты, но и их окружение, цвет и конфигурация стен, освещение, звуки, запахи — обретает новые смыслы и работает на усиление задуманного авторами образа.Тотальная инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» была передана Ильей и Эмилией Кабаковыми в дар Эрмитажу в 2014 году, и сейчас, после длительной реставрации, она впервые представлена на экспозиции.Тотальная инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» стала одной из самых масштабных в творчестве Кабаковых. Она была создана и впервые представлена авторами в Палермо в 1999 году. Это проект утопического города-музея, о строительстве которого художники мечтали многие годы. Он задумывался как памятник той цивилизации, в которой они родились и провели бóльшую часть жизни, — Союза Советских Социалистических Республик.Инсталляция ставит себе задачу показать разнообразный спектр жизни ушедшего в прошлое советского общества, построенного строго иерархически. Эта иерархия концентрировалась, говоря обобщенно, в трех слоях жизни общества: в верхнем государственном, в среднем уровне многочисленных общественных учреждений и в нижнем — приватной жизни «советских людей».Илья Кабаков. Авторская инструкция к инсталляцииПодобно археологам, Кабаковы собирали, описывали и систематизировали «обломки» этой ныне не существующей цивилизации в своих полномасштабных инсталляциях. Опираясь на личный опыт и воспоминания, они спроектировали музей, который позволит посетителям, осматривая комнаты-инсталляции, составить собственное представление об «исчезнувшей цивилизации».Основная мечта последних 10 лет: сделать памятник той цивилизации, в которой я родился, учился и жил. Речь идет о Союзе Советских Социалистических Республик, которого теперь нет. Это желание дать какой-то образ этого места — конечно, не объективный, а такой, каким я его видел и чувствовал, то есть крайне субъективный — еще более стало настоятельным после того, как эта советская цивилизация, казалось рассчитанная на века, распалась и исчезла так неожиданно и быстро для его обитателей. Я вижу этот образ, этот «Памятник исчезнувшей цивилизации» в виде какой-то огромной инсталляции, построенной под землей вблизи какого-нибудь музея, откуда в эту инсталляцию попадают через небольшую дверь, с несколькими ступенями вниз. Вся эта инсталляция состоит из 38 инсталляций, которые соединяются коридорами, переходами. Все вместе — огромный лабиринт, и тем не менее движение зрителя происходит по определенному маршруту сквозь этот лабиринт. Разумеется, это только проект, мечта трудно осуществимая, принимая во внимание большое количество проблем, с этим связанных. Но если говорить об упомянутых 38 инсталляциях, то все они готовы, существуют и были по отдельности выставлены в разных художественных институциях. Но когда я взглянул назад, на уже сделанные работы, то мне как раз ясно представилось, что, объединившись вместе, они и могли бы составить то единое целое, о котором говорилось вначале.Илья Кабаков. Авторская инструкция к инсталляцииПредставленная на выставке в Эрмитаже инсталляция содержит детальные чертежи, планировки и эскизы этой нереализованной «сверхтотальной» инсталляции-музея. В центре зала находятся его макеты: вид изнутри и снаружи. Вокруг них расположены восемь витрин с описанием общей структуры музея и отдельных его разделов.Хотя в разных помещениях и коридорах предполагается разная степень освещенности, но общее, единый образ всего — старое, банальное, плохо освещенное пространство, сохраняющее этот общий вид, несмотря на большой спектр представленных 38 инсталляций. Это их, так сказать, общее родовое свойство — всех этих многочисленных комнат с довольно тусклой покраской стен, потолка и пола. Множество комнат небольшого размера и общий вид изготовления стен носит как бы временный, непрочный характер, чувствуется, что они построены позже, каждая из них занимает чужое, не предназначенное для нее место. И действительно в общем образе всего целого совмещены два различных типа сооружений, разделенных как по характеру, так и по времени: одно позже другого, одно внутри другого.Илья Кабаков. Авторская инструкция к инсталляцииКаждой комнате-инсталляции соответствуют стенды, развешанные на стенах зала. Многие из этих инсталляций были построены авторами в разные годы в качестве самостоятельных произведений искусства, и в наши дни они хранятся в музейных собраниях по всему миру. Например, в Главном штабе можно увидеть две инсталляции из состава утопического «Памятника исчезнувшей цивилизации»: «Жизнь в шкафу» и «Туалет в углу».«Илья Кабаков — едва ли не единственный русский художник второй половины XX века, ставший общепризнанной мировой величиной. Илья и Эмилия Кабаковы были едва ли не единственными в западном мире, кто публично выступил против разрыва связей с русскими институциями культуры. В здании Главного штаба тотальная инсталляция, посвященная советской цивилизации, перекликается с экспозициями, посвященными предшествовавшей русской цивилизации — имперской. Но ее герой — маленький человек, наследник персонажей Гоголя и Достоевского», — отметил Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.НовостиМузеиПушкин дняКогда ж вино в края поскачет, Напенясь в чаше круговой, Друзья, — скажите, — кто не плачет, Заране радуясь душой?«Вино и вода», 1815 год

Источник: culture.ru